В 2016 году ОАО «Международный аэропорт «Манас» провело большую работу это реконструкция Международного аэропорта «Иссык-Куль», расширение аэровокзалов Международных аэропортов «Ош» и «Манас». Об итогах 2016 года рассказал председатель правления ОАО «МАМ» Эмир Чукуев.
В 2016 году Открытым акционерным обществом «Международный аэропорт «Манас» была проведена большая работа.
Одно из главных достижений - реконструкция Международного аэропорта «Иссык-Куль». Теперь аэропорт может принимать воздушные суда круглосуточно и при осложненных погодных условиях. Отмечу, что подобные проекты осуществляются в течение полутора–двух лет, а мы, в рамках подготовки ко II Всемирным играм кочевников, завершили его за 5 месяцев!
Во-вторых, были проведены работы в Ошском аэропорту. Так, в рамках реализации проекта «Реконструкция международного аэропорта «Ош», для снятия ограничений по эксплуатации воздушных судов полностью реконструировано покрытие искусственной взлетно-посадочной полосы и отремонтировано покрытие рулежных дорожек.
Аэровокзальный комплекс (АВК) уже расширен на 900 кв. метров, идет работа по увеличению площади АВК еще на 600 кв. метров, реконструируется зал официальных делегаций.
Не осталась без внимания наша главная воздушная гавань - аэропорт «Манас», где ежегодно проводятся восстановительные работы на перроне и взлетно-посадочной полосе. Для увеличения пропускной способности аэровокзала в 2016 году начали расширять восточное крыло и продолжили реконструкцию западной пристройки АВК. Почти завершены проектные работы и их корректировка по полному обновлению систем вентиляции, кондиционирования и отопления зданий АВК «Манас». Впервые в республике в такого рода энергоемких предприятиях, за счет грантовых средств ЕБРР, провели энергоаудит предприятия, что позволит грамотно и эффективно распределять энергопотребление на всех существующих и планируемых объектах аэропорта.
Все эти мероприятия в первую очередь проводятся для создания в ближайшем будущем комфортных условий авиапассажирам и повышения качества обслуживания с учетом дальнейшего развития.
Замечу, что одним из приоритетов стратегии топ-менеджмента является оптимизация бизнес-процессов и расходов по службам, которые уже дали свои результаты по экономии финансовых средств, начиная с 2013 года по сегодняшний день.
Так, наши предварительные финансовые показатели сами говорят за себя. Прибыль от операционной деятельности ОАО «МАМ» за 2016 год ориентировочно составит порядка 2 миллиардов сомов.
За пять лет в два раза увеличилось количество пассажиров. Если в 2011 году пассажиропоток ОАО «МАМ» составлял 1,5 миллиона человек, то последние 3 года мы обслуживаем более 3 миллионов пассажиров в год.
Совместно с нашим дочерним предприятием ЗАО «Компания Манас Менеджмент» в 2016 году удалось достичь роста объема обслуживания грузовых перевозок на 27 процентов за счет привлечения дополнительных и транзитных рейсов.
Все это говорит о росте производственной и финансовой деятельности не только ОАО «МАМ», но также и наших дочерних компаний, задействованных в обеспечении авиационных потребностей наших партнеров.
Развитие инфраструктуры аэропортов ОАО «МАМ» осуществляется за счет собственных средств и внешних заимствований.
Согласно плану инвестиций на 2016 год было запланировано проинвестировать в развитие аэропортов и на погашение японского кредита более 2 миллиард сомов. Из них реализованы проекты на сумму более 700 миллионов сомов и 1 миллиард 100 миллионов сомов направлены на погашение японского кредита.
Собственных средств недостаточно для решения первоочередных задач и осуществляемых проектов, поэтому ОАО «МАМ» активно привлекает заемные средства финансово-кредитных учреждений. Сейчас внешними источниками финансирования являются заемные средства Российско-Кыргызского фонда развития.
Так, у Российско-Кыргызского фонда развития мы получили займ для реализации проекта «Второй этап реконструкции международного аэропорта «Иссык-Куль», также заключили кредитное соглашение по проекту «Второй этап реконструкции международного аэропорта «Манас».
Мы прилагаем все необходимые силы для достижения и сохранения финансовой стабильности предприятия. А это реальное привлечение пассажирских и грузовых авиакомпаний для сотрудничества, открытие новых направлений, увеличение доходов от не основной деятельности и многое др.
Ранее в различных кругах звучали мнения о том, что после вывода американской военной базы предприятие может столкнуться с неимоверными трудностями, вплоть до полного банкротства. Но финансовые результаты предприятия говорят, что после вывода базы с 2014 года менеджменту и коллективу компании удалось не только сохранить его, но и выйти на соответствующий уровень и показать хороший результат.
Заработали ранее «спавшие» механизмы привлечения новых партнеров. Мы отошли от финансовой зависимости и получили экономическую модель «жить на свои заработанные средства»: за счет оптимизации финансовых расходов в подразделениях, при этом сохранили имеющиеся производственные процессы, только усовершенствовав их логистику. Остался весь спектр социальных выплат и услуг для всего коллектива согласно «Коллективного договора ОАО «МАМ», в 2015 году подняли заработную плату работников на 20 процентов, сохранились квартальные премии и т.д.
Хотелось бы отметить, что по результатам 2015 года ОАО «МАМ» было признано лучшим предприятием по соотношению прибыли к активам. И как нам думается, в 2016 году мы займем также подобающее место в разрезе финансовых показателей среди предприятий Кыргызской Республики.
Пропускная способность ошского аэровокзала, построенного по проекту 60-х годов прошедшего столетия, была рассчитана только для обеспечения рейсов внутренних воздушных линий. При одновременной регистрации пассажиров двух-трех рейсов в аэровокзале были определенные неудобства и стесненные условия, а для организации линии по международным направлениям тем более требуются дополнительные площади для работы таможенных и пограничных служб.
В связи с этим в 2015 году начаты работы по расширению АВК аэропорта «Ош» со стороны перрона, которые сейчас успешно завершены. В 2016 году начато расширение в сторону привокзальной площади, что существенно расширит возможности аэровокзала по увеличению его пропускной способности. Проект планируем завершить в феврале-марте 2017 года. Все эти работы проводятся за счет собственных финансовых средств ОАО «МАМ». В предстоящем году мы продолжим работу с Российско-Кыргызским фондом по подписанию третьего кредитного соглашения для финансирования имеющихся других проектов в аэропорту «Ош».
Конечно, для развития аэропортов мы стараемся внедрять передовые технологии по международным стандартам. В 2016 году в международных секторах аэропорта «Манас» установлено автоматическое досмотровое оборудование, что сокращает время обслуживания пассажирских рейсов. В аэропорту «Ош» впервые за всю историю установлено современное оборудование по обработке прибывшего багажа. Идет работа по обновлению информационных систем и системы информирования пассажиров. В аэропортах «Манас» и «Ош» после окончательной реконструкции будут изменены технологические схемы обслуживания пассажиров.
Аэропорты в Кыргызстане были построены во времена Советского Союза, 40-50 лет назад. Для аэропортов того времени характерен минимальный функциональный процесс: прием и отправка пассажиров, выгрузка и загрузка багажа в самолет. Никаких дополнительных сопутствующих услуг не предусматривалось.Сегодня регулярные рейсы выполняются только в аэропорты «Манас», «Ош», частично в «Баткен», «Исфана» и «Джалал-Абад». Аэропорт «Иссык-Куль» и «Каракол» работают в сезонное время. Остальные аэропорты из-за отсутствия у авиакомпаний соответствующих малых воздушных судов вынужденно простаивают.
Несмотря на отсутствие авиарейсов, мы продолжаем выделять финансовые средства всем приписным аэропортам: на содержание в эксплуатационном состоянии, на штат работников. Это связано необходимостью поддерживать сеть аэропортов на случай возникновения чрезвычайных и иных ситуаций.
Инфраструктура этих аэропортов, однозначно, нуждается в улучшении и развитии. На реконструкцию и приобретение аэропортового оборудования необходимо порядка 3 миллиардов сомов. Другой вопрос, что вложение средств в приписные аэропорты не принесет финансовой прибыли. Часть аэропортов, даже после реконструкции, не будет эксплуатироваться по причине, хотя того, что жители некоторых регионов предпочитают пользоваться более дешевым наземным транспортом. Попытки организовать авиарейсы в данные аэропорты пока не дают ожидаемых результатов.
Однако, несмотря на это развитие приписных аэропортов должно быть одним из приоритетных пунктов программы развития регионов страны. Для этих целей нашему ОАО совместно с соответствующими государственными структурами необходимо проработать вопросы госдотаций, либо привлекать к управлению региональными аэропортами частных инвесторов.
Международные перевозки в аэропортах «Манас» и «Ош» имеют тенденцию к быстрому росту, как в сфере регулярных пассажирских, так и регулярных грузовых перевозок. Это говорит о том, что рентабельность предприятия возрастает и прибыль аэропортов «Манас» и «Ош» динамично растет.
После модернизации инфраструктуры аэропортов повысится их статус и привлекательность, что обязательно приведет к увеличению пассажиропотока и грузов. Мы надеемся, что после всех улучшений появится возможность открытия новых маршрутов и, соответственно, увеличения количества выполняемых рейсов.
В связи с тем, что государство в лице Фонда госимущества владеет 79 процентами акций ОАО «МАМ», мы попадаем под действие Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках». Это на наш взгляд не совсем корректно с точки зрения других законодательных актов (Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс Кыргызской Республики). Закон определяет средства акционерных обществ, где государство владеет более 50 процентами акций, к государственным средствам, и все закупки товаров, работ и услуг мы вынуждены проводить посредством проведения конкурса (тендера).
При соблюдении всех требований Закона КР «О госзакупках» наше предприятие испытывает сложности в реализации основных задач - обеспечения авиационной безопасности, безопасности полетов, качественного обслуживания пассажиров, проведения работ по реконструкции перрона и полос, ремонту зданий и сооружений, качественного и своевременного обслуживание воздушных судов, ну и само собой разумеющееся, извлечение максимальной прибыли от деятельности.
Можно сказать так: во-первых, основной закон бизнеса – «время это деньги», а всем известно, что проведение конкурса это в первую очередь – время, играющее против реальных вызовов, на которые мы должны реагировать незамедлительно для проведения соответствующих обновлений в кратчайшие сроки. Стандартное время проведения конкурса занимает от одной недели до одного месяца, а если конкурс не состоялся (к примеру, отсутствие участников)? Его необходимо объявлять вновь! При этом необходимо учитывать сложную специфику авиационной отрасли, аэропорт это огромный производственный организм с наличием множества сложнейшего технологического оборудования, от качественного и своевременного обновления и обслуживания которого зависит вся жизнедеятельность ОАО «МАМ».
Во-вторых, позвольте привести цитату английского социального реформатора Джона Рескина: «В этом мире нет почти ничего, чтобы кто-нибудь не смог бы сделать немножко похуже и продать немножко дешевле, и люди, ориентирующиеся только на цену, становятся по заслугам добычей подобных дельцов. Глупо платить слишком много, но еще хуже платить слишком мало». Думаю, данная цитата в полной мере отражает реальную действительность применения Закона КР «О госзакупках» в нашей, да и не только в нашей, а в деятельности всех акционерных обществ с государственной долей. Ведь что получается: мы хотим купить качественный товар, работу, услугу, но когда на конкурс поступает предложение с минимальной ценой мы, зачастую, вынуждены принимать его, не имея при этом никаких гарантий поставки качественного товара. Безусловно, при подаче заявки на тендер, при подписании договора поставщик соглашается на все условия по качеству, применение штрафных санкций и т.п., но на деле часто привозит некачественный товар. Мы его не принимаем, расторгаем договор, заставляем платить штрафные санкции, но опять же время то ушло!
На наш взгляд, на сегодняшний день остро назрела необходимость реформирования системы закупок для акционерных обществ с государственной долей участия и мы полагаем, что данное мнение подержат и другие акционерные общества.
На будущий 2017 год мы поставили следующие приоритеты по развитию нашего ОАО:
Аэропорт «Манас» : планируем расширить площадь аэровокзального комплекса более чем на 5 тысяч кв.метров, полностью обновить системы вентиляции и кондиционирования всего аэровокзала, установить дополнительные два телескопических трапа, начать проектирование и ввести в строй электроподстанцию для обеспечения вводимых мощностей. Аэропорт «Ош»: продолжим улучшать инфраструктуру, запланировано удлинение взлетно-посадочной полосы и реконструкция объектов электроснабжения аэропорта и системы освещения перрона. Международный аэропорт «Иссык–Куль» : планируем начать строительство нового здания аэровокзала с современным технологическим оборудованием по обслуживанию пассажиров и воздушных судов, строительство объектов водоснабжения и очистных систем, других инженерных сооружений аэропорта и возведение топливозаправочного комплекса. В долгосрочной перспективе рассматриваем вопрос расширения перрона с увеличением количества мест стоянок для воздушных судов. Реализация потенциала туристического кластера Иссык-кульской области напрямую связано в развитием международного аэропорта в с.Тамчи.Укрепление и развитие дочерних компаний еще одно важное направление работы ОАО «МАМ». Один из наиболее перспективных проектов авиакомпании «Эйр Кей Джи» - освоение рынка транзитных и коммерческих рейсов. Авиакомпания планирует приобрести воздушные суда (ВС) способные осуществлять полеты внутри республики и за рубеж.
На основе новой стратегии развития предприятия до 2020 года, утвержденной Советом директоров компании, одной из основных целей развития ОАО «МАМ» является интеграция в мировую воздушно-транспортную систему, а также повышение авиационной доступности Кыргызской Республики. В этой связи утверждена новая маркетинговая политика предприятия. Поставлены задачи по внедрению международных стандартов с обеспечением соответствующего уровня безопасности полетов и высокого уровня обслуживания пассажиров, а также созданию современного центра технического обслуживания воздушных судов.
В 2017 году в аэропорту «Манас» будет особенно актуальны вопросы проектных и строительно-восстановительных работ по перрону, а также возможного капитального ремонта взлетно-посадочной полосы, либо строительства второй взлетно-посадочной полосы (ИВПП), отвечающей современным требованиям и повышением категории до 3 уровня. Проект будет достаточно финансово емким. Это грандиозный объем работы, который необходимо выполнить для развития авиационной отрасли Кыргызстана, поэтому всем нам, в особенности исполнителям, стоит запастись терпением и желанием осуществить задуманное. Заранее прошу и наших пассажиров проявить понимание, так как при реализации всех указанных выше проектов, возможны некоторые неудобства. Но в действующих аэропортах по-другому не получится.
В приписных аэропортах - Баткен, Джалал-Абад, Исфана, Нарын, Каракол, Казарман - запланированы работы ремонт и модернизации аэровокзальных комплексов, приведения их в надлежащее состояние и оснащение соответствующим оборудованием и техникой, также для создания улучшенных условий для авиапассажиров.