В Международном аэропорту «Манас» 17 мая 2017 года прошел II круглый стол по туризму и авиации «Роль авиации в туризме». Участниками мероприятия стали представители авиационных и государственных структур, ведущие местные и зарубежные авиакомпании, туркомпании и ассоциации, центры отдыха на Иссык-Куле, а также представители ОАО «Международный аэропорт «Манас» и его филиалов. Всего более 50 человек.
В работе круглого стола приняли активное участие Департамент туризма при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики, Кыргызская ассоциация туристических операторов (КАТО), Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), АО «Эйр Астана» (г. Алматы, Казахстан).
С приветственным словом выступил директор дирекции инвестиционного и инфраструктурного развития ОАО «Международный аэропорт «Манас» Абдималик Бусурманкулов. «Второй раз за этот год мы собираем на площадке аэропорта основных игроков туристического рынка для обмена мнениями и опытом. Цель сегодняшнего круглого стола – организация открытой дискуссии для определения возможностей авиации в развитии туризма» - сказал он.
Директор финансово-экономической дирекции ОАО «МАМ» Жаныл Абикова выступила модератором круглого стола. «Надеемся, мероприятие пройдет продуктивно, и мы достигнем ожидаемых результатов, а именно улучшение коммуникаций между представителями туристического и авиационного секторов, создание благоприятных условий для туристов в преддверии летнего турсезона и увеличения объема пассажиропотока, в том числе транзитного» - сказала она.
В ходе двухчасовой дискуссии участники обсудили 3 вопроса: 1) подготовка к туристическому сезону 2017 года; 2) возможности авиакомпаний в развитии туризма; 3) обсуждение других вопросов по теме мероприятия.
В рамках 1-го вопроса Директор Департамента туризма КР Азамат Жаманкулов рассказал о взаимодействие туризма и авиации, разработке Маркетинговой стратегии страны и об открытие турсезона 2017, которое прошло 6-7 мая текущего года на Иссык-Куле. Были приведены статистические данные по въездному туризму в Кыргызстан, распределению туристов по странам и озвучены наиболее перспективные направления для туризма. На сегодня это Китай, Индия, а также страны Юго-Восточной Азии. Именно в эти страны необходимо открывать прямые авиасообщения.
Далее с презентацией на тему «Современные тенденции в туризме» выступил Асылбек Ражиев, президент КАТО. Это одна из самых крупных и ведущих ассоциаций туротрасли в Кыргызстане. Количество членов насчитывает 40 организаций. А. Ражиев представил статистические данные всемирной организации World Tourism Organization по лидерам мирового рынка туризма и доходам. Большой интерес вызвали данные о доле Кыргызстана в мировом туризме по ЮНВТО 2015 – это 0.1 % от общего мирового оборота. По данному показателю наша страна стоит на одном уровне с Боснией и Герцеговиной, Македонией, Монголией, Непалом, Пакистаном, Антигуа и Барбудами, Бермудами, Сант Лючией и Белиз. В качестве основных трех препятствий для туристов названы: 1) неизвестность Кыргызстана; 2) труднодоступность Кыргызстана; 3) безопасность в Кыргызстане.
В ходе обмена мнениями по первому блоку вопросов региональный менеджер ИАТА по Центральной Азии Джордан Карамалаков отметил, что для развития туризма необходима совместная работа аэропортов с авиа- и туркомпаниями, баланс между выездным и въездным туризмом, надо определиться с наиболее перспективными для страны видами туризма. На его взгляд, это пляжный туризм (Иссык-Куль), экстремальный туризм, экотуризм, религиозный туризм. «Одним из привлекательных факторов для туристов сегодня является политическая стабильность в Кыргызстане, - отметил он. – Важно смотреть на 5-10 лет вперед и быть оптимистами».
В рамках 2-го вопроса представители авиакомпании «Эйр Астана» (г. Алматы) выступили с двумя презентациями. Так, директор по продажам в Казахстане и Центральной Азии Ислам Секербеков рассказал о программе лояльности для пассажиров, программе по транзитным пассажирам. Были представлены интересные материалы о системе потокового развлечения на борту и wi-fi, бортовой продукции (дорожные наборы для различных классов, детские наборы, детская библиотека), новинках компании (развлекательные программы на борту, новый дизайн мягкого инвентаря, обновление ассортимента журналов и др.).
В рамках второй презентации менеджер по развитию новых продуктов и услуг в наземном обслуживании «Эйр Астана» Данияр Курманалин поделился информацией о новых продуктах и сервисах в наземном обслуживании. Большой интерес у присутствующих вызвал продукт «мобильный посадочный талон» и услуги тренинг-центра, который занимается обучением по обслуживанию на перроне, сервису пассажиров, консалтингом в организации пассажирских перевозок и проведением сервис-форумов.
В ходе обмена мнениями по второму блоку вопросов участники отметили, что «Эйр Астана» – это яркий пример современной и динамично развивающейся компании, ориентированной на постоянное улучшение сервиса, повышение лояльности клиентов и партнеров. Многие выразили заинтересованность в получении материалов, презентованных авикомпанией.
В рамках 3 вопроса участники обсудили упрощение визовой системы (внедрение электронной визы), регистрацию и процедуры прохождения паспортного, пограничного и таможенного контроля, службу такси в аэропорту «Манас» и др. Большинство отметили необходимость взаимодействия и объединения авиаперевозчиков, туркомпаний и ассоциаций, работающих как на выезд, так и на въезд.
Так, Советник министра транспорта и дорог КР Эрмек Социалович Омуралиев выступил с предложением создать консультативный совет. Председатель Совета Директоров Ассоциации туризма КР Талант Токталиев отметил, что для более эффективной работы есть смысл в объединении турассоциаций с ассоциацией авиаперевозчиков. Представитель Ассоциации Курортов Кыргызстана Мирлан Усубалиев сообщил, что сектор HoReCa готов к взаимодействию и прилагает все усилия для проведения турсезона 2017 на должном уровне.
В заключении были обобщены и выделены наиболее важные моменты дискуссии, подведены итоги круглого стола:
1. Для создания цивилизованного туристического рынка необходимо улучшать работу, прежде всего, в своем секторе: управлять качеством работы в своей компании, разрабатывать новые продукты и сервисы, применять новые методы работы.
2. Для развития туриндустрии на национальном уровне и создания благоприятной для туристической отрасли среды, авиационному и турсектору необходимо работать в тесном взаимодействии. Только так возможно достичь синергетического эффекта.
3. Организация круглых столов является полезным инструментом сотрудничества. Это возможность для диалога, обмена мнений и опыта.
Завершая мероприятие, Ж.Абикова отметила, что ОАО «МАМ» открыто для сотрудничества и взаимодействия. «Завтра на месте модератора или презентаторов может быть любая другая компания. Поэтому мы ждем Ваши предложения по тематике следующих круглых столов и вопросов для обсуждения» - сказала она. Стоит отметить, что уже получены первые предложения по выступлениям на III круглом столе по туризму и авиации.
Для сведения: I круглый стол на тему «Развитие туристического потенциала в Кыргызстане. Доступная авиация» прошел 21 февраля 2017 года. Это стало первым мероприятием, собравшим на площадке аэропорта лиц, принимающих решения в туристической и авиационной сферах. Большинство участников отметили важность проведения подобных мероприятий и высказали большую заинтересованность в участии в следующих круглых столах по туризму и авиации. В связи с чем, было решено проводить круглые столы один раз в квартал.