На протяжении последней недели идет бурное обсуждение вокруг сделки по приобретению ОАО «Международный аэропорт «Манас» 80% акций ЗАО «Компани Манас Менеджмент». В связи с этим в интервью Председатель Правления ОАО "МАМ" Эмир Майрамбекович Чукуев рассказал подробности.
Эмир Майрамбекович, расскажите подробнее о компании и чем она занимается?
ЗАО «Компания Манас Менеджмент»была образована в 1998 году.
На сегодня одной из основных целей его работы ЗАО «Компания Манас Менеджмент» является создание на базе ОАО «МАМ» условий, связующих страны СНГ с рынками Центральной Азии, Тихоокеанского региона, Дальнего Востока и Европы.
Хотелось бы сразу подчеркнуть, что компания Манас Менеджмент – это не только центр бортового питания, как сообщалось лидером фракции «Ата-Мекен» ранее, а еще большой воздушно-грузовой центр, которые оснащены всем необходимым специализированным оборудованием и сооружениями для эффективного и своевременного обслуживания воздушных судов. По сути, нами был выгодно приобретен уже раскрученный бизнес.
Когда и как ОАО «МАМ»купило данную компанию?
Эта сделка носит международный публичный характер! Компания была куплена в 2015 году. Так, 21 апреля 2015 года к нам поступило извещение о намерении продать 80% акций ЗАО «Компания Манас Менеджмент», где ОАО "МАМ" имело долю в размере 20% акций. Предложение поступило от владельцев оставшихся 80% акций ЗАО «КММ» австрийской компании T&FTrade&FinanceGes.m.b.H. и ОАО «МАМ» приняло решение воспользоваться преимущественным правом приобретения 80% акций ЗАО "КММ". Были проведены соответствующие мероприятия по оценкам где первоначальная цена составляла более 21 млн.долларов США. И только в ходе проведенных переговоров и торгов мы снизили стоимость до 12 млн.долларов США.
Следует отметить, что отчет об оценке рыночной стоимости получила экспертное заключение от авторитетной аудиторско-консалтинговой компании «Ernst&Young», которая входит в одну из четырех признанных аудиторско-консалтинговых компаний в мире.
Кроме этого, о данной сделке были проинформированы Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики, а также Правительство Кыргызской Республики.
Хотелось бы также отметить, что на момент данной сделки имелся потенциальный покупатель 80% акций ЗАО «КММ» в лице турецкой компании «Челеби» и был риск смены владельца на частную турецкую компанию, что противоречило стратегии развития предприятия.
Хочу ещё раз заверить, что в процессе данной сделки были соблюдены все нормы и процедуры. Все действия были сделаны строго в рамках законодательства Кыргызской Республики.
Необходимо заметить, что по сути, это приобретение на основе планов роста. И является прерогативой хозяйственной деятельности предприятия и его развития в целом. Однако, по непонятным причинам, и возможно в угоду личных каких-либо интересов некоторых лиц, этот вопрос приобрел политическую окраску из-за голословного публичного выступления лидера фракции «Ата-Мекен» на всю страну о том, что якобы за 15 000 000 долларов США был куплен только центр бортового питания и нанесен ущерб . Это как Вы видите совсем не так.
Еще раз хочу отметить, что данная сделка была проведена в рамках реализации проекта международного транзитного ХАБа, вступления нашей страны в ЕАЭС и в целях консолидации авиационной инфраструктуры и ресурсов, и это наши внутренние инвестиции, как стратегическая сделка, поэтому нельзя ожидать, что сегодня потратив образно один сом мы завтра же заработаем два, сущая наивность. Ведь рыночная стоимость – это еще и сам бизнес, со всеми имеющимися текущими договорами, работниками и клиентами.
И потом создание транспортно-логистичекого центра это не год и не два работы, а постепенный кропотливый труд всех звеньев Компании в как минимум течении 10-15 лет. Это реальный факт и все должны это понимать, против которого нет никаких сильных аргументов, кроме всевозможных интриг и использования некоторых сложностей при организации данного процесса.
Ведь самое главное сейчас создается реальная база и имеются определенные успехи и увеличение карго составляющей через наш терминал.
Расскажите о перспективах развития компании.
Во-первых, ЗАО «Компания Манас Менеджмент» является единственным предприятием по обработке авиагрузов в Кыргызской Республике и она была определена в качестве точки карго входа на юге ЕАЭС. И сейчас, наблюдается заинтересованность со стороны китайских и других транспортно-логистических компаний, в экспорте товаров народного потребления в ЕАЭС, через возможности нашего терминала по маршруту КНР-КР-ЕАЭС.
Кроме этого, в рамках реализации проекта ХАБа была проведена работа по консолидации авиационных ресурсов страны в единый авиа холдинг, покупка акций ЗАО «КММ» соответствует стратегическим целям.
В заключение хотелось бы добавить, что такого рода голословные заявления со стороны политиков такого уровня могут иметь весьма негативные и плачевные последствия не только для аэропорта «Манас», но и в целом для бизнеса.
Хотим мы того или нет, но деятельность аэропорта сильно интегрирована в мировой авиационный рынок. Поверьте, мы прилагаем большие усилия, чтобы привлечь новых партнеров к нам, строя отношения по «щепоткам» и по «крупинкам». Все международные партнеры на переговорах задают вопрос о политико-экономической стабильности в республики и регионе, имея конечно ввиду гарантии своих возможных вкладов и инвестиций. Однако, как мы видим абсурдные заявления реально могут нанести ущерб такому сотрудничеству с нашими партнерами и развитию бизнеса, привести к стагнации в дальнейшем развитии предприятия, а также нанести ущерб авторитету нашей компании.
Более того мы должны очень четко понимать социальную составляющую вопроса, потом что а КММ трудятся порядка 250 сотрудников, наших сограждан имеющих немалый опыт работы, которые кормят свои семьи, плюс сателлиты выстраивающие свои хозяйственные отношения с данной компанией и так же кормящие свои семьи. Мультипликативно закрытие данного терминала или организация нового конкурента, как предлагал Текебаев О.Ч., это может отразиться на более чем в тысячи и тысячи людей. И кто будет потом кормить этих людей? Фракция «Ата-Мекен»?
Также, мы должны понимать, что есть емкость рынка грузоперевозок, который растет постепенно и целесообразности создания еще дополнительных конкурентов на сегодня не имеет смысла.
У нас сегодня нет права принимать безответственные популистские решения, тем более основываясь на непроверенных фактах и лже заявлениях, в угоду каких-либо своих политических амбиций.
Это должен осознавать каждый из нас!
Кроме этого, хотелось бы заметить, что в целом ОАО «Международный азропорт «Манас» по итогам 2015 года на основе решения Общественного наблюдательного совета ФУГИ признана лучшей компанией с государственной долей участия по соотношению прибыли к активам. И значит, есть результаты эффективного труда всего коллектива и менеджмента компании, который также нацелен на развитие и выполнение поставленных задач по реализации проекта транспортно-логистичекого узла на базе ОАО МАМ».